Литература 9 класс

Сайты, которые помогут подготовиться к урокам и к экзамену:

1. LITERATURUS: Мир русской литературы
http://www.literaturus.ru/
2. Урок в формате А4
www.a4format.ru
3. http://5litra.ru
5. Сайт "Арзамас" и в первую очередь его спецкурс "Русская классика. Начало".
Спецкурс включает в себя лекции о писателях и поэтах XVIII-XIX века. А на самом сайте можно найти информацию не только о русской литературы, но и о культуре, философии, истории и искусстве.
http://arzamas.academy/
http://arzamas.academy/special/ruslit




Тест по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Главы 1-2
1.             Где Онегин родился, как прошло его детство?
2.             Какое образование получил Онегин?
3.             Чем была заполнена жизнь Онегина в Петербурге?
4.             Что Онегину в петербургской жизни доставляло большее удовольствие?
5.             В какой момент жизни Онегина с ним знакомится Автор?
6.             Чем они были похожи, чем друг от друга отличались?
7.             Что заставило Онегина уехать из великосветского Петербурга в деревню?
8.             Как изменилась жизнь Онегина в деревне?
9.             Как отнеслись к Онегину деревенские помещики и почему?
10.           Что из себя представлял Владимир Ленский? 
11.           Что объединило Онегина и Ленского, абсолютно разных по возрасту, образованию и мировоззрению людей?
12.           В кого был влюблен Ленский?
13.           Чем отличалась от возлюбленной Ленского ее старшая сестра?
14.           Что из себя представляли их родители сестер Лариных?


Что категорически не приемлет Чацкий в "веке минувшем"? С чем вы тоже готовы согласиться? А что, на ваш взгляд, не следует так остро воспринимать? (с опорой на монологи Чацкого)

Выпишите в тетрадь цитатный материал по теме: 
«Чацкий и Молчалин – два характера, две жизненные позиции»:
1.       Происхождение и воспитание.
2.       Характер и личные качества.
3.       Жизненные принципы и способы продвижения в жизни.
4.       Отношение к свету, московскому обществу.
5.       Отношение к вышестоящим лицам, властям.
6.       Отношение к окружающим людям.
7.       Отношение к службе.
8.       Отношение к любви.
9.       Отношение представителей светского общества к Чацкому, Молчалину (не забывайте указывать, кому принадлежит реплика)
Кто из них – Чацкий или Молчалин – в итоге терпит поражение? Обоснуйте свой ответ.
Чья жизненная позиция, на ваш взгляд, выдержит испытание временем? Почему?
Можно ли найти подобных героев сегодня? Кто из литературных героев из прочитанных вами произведений схож с Чацким и Молчалиным?

Творческая работа по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Что можно сказать о рассказчике? Зачем в рассказ о любви Лизы и Эраста он так много включает пейзажных зарисовок? Какую роль они играют в создании образов героев?
На что обращает внимание рассказчик, знакомя читателей с Лизой? Что изначально в ней его привлекает? (Найдите доказательства в тексте).
Какая(-ие) черта(-ы) в характере Эраста сразу дает(ют) читателю понять, что такой человек вряд ли способен на решительные действия и серьезные поступки (найдите доказательства в тексте).
Насколько предсказуем конец в отношениях Лизы и Эраста? Найдите в тексте как можно больше доказательств вашей точки зрения.
Кто, по-вашему, в большей степени виноват в трагической развязке? Обоснуйте свой ответ.

«А счастье было так возможно…» (А.С.Пушкин).  Применима ли эта цитата к героям повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»? Обоснуйте свой ответ.
Чем схожи и чем различаются «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны. 1747 г.» М.В.Ломоносова и стихотворение «Властителям и судиям» Г.Р.Державина?
Ломоносов в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны. 1747 г.» и Державин в стихотворении «Властителям и судиям» показывают, каким должен быть правитель и его окружение, те, от которых напрямую зависит жизнь каждого отдельно взятого человека и страны в целом.
Делают это поэты по-разному: Ломоносов приводит в качестве примера, идеала предшественника Елизаветы – Петра Первого. Именно во времена его правления Россия как государство стала укреплять свои позиции, появился мощный флот, армия стала более сильной, были одержаны победы в сражениях. Петр Первый также заботился о просвещении страны, благодаря ему появился один из самых красивых городов мира – Санкт-Петербург.
Ломоносов в мягкой форме подводит Елизавету к мысли о том, что она должна и может стать достойным преемником Петра. Поэт восхваляет ее за то, что она подписала мирный договор – «войне поставила конец» (а только в этом случае страна может процветать); она «расширять науки изволила», а значит, продолжает дело отца, заботится об образовании своих соотечественников. А это тоже очень важно для развития страны. Неслучайно «гимном науке, образованию» и завершается ода. Образованные граждане способны многое дать своей стране.
Державин использует другой прием. Он первым стал вводить в такой жанр, как ода, сатиру. В стихотворении «Властителям и судиям», которое сам поэт назвал «гневной одой», он обличает пороки власть имущих, называя вещи своими именами. Он обвиняет их в злоупотреблении своей властью, во взяточничестве, фальши, лицемерии, несправедливости по отношению к тем, кто ниже по социальному статусу и не может дат отпор или постоять за себя. Говоря о долге, который заключается в сохранении закона, в справедливом суде, в том, чтобы заботиться о слабых, Державин с горечью констатирует то, что сильные мира сего, власть имущие, видят, что бесчинства творятся вокруг, но делают вид, что к ним это не относится. По мысли поэта, изменить ситуацию практически невозможно, без вмешательства высших сил навести порядок на Руси не представляется возможным даже самому мудрому и справедливому правителю из числа простых смертных.

!!! К 17 ноября в тетради по литературе должны быть выполнены следующие задания:
Выписаны из статьи учебника (стр.117-130) 
5 самых значимых, на ваш взгляд, фактов из рассказа о М.В.Ломоносове, которые оказали сильное влияние на становление его личности.
Выписаны из статьи учебника (стр.164-169) 
5 самых значимых, на ваш взгляд, фактов из рассказа о  Г.Р.Державине, которые оказали сильное влияние на становление его личности.
Ответы на вопросы: 
1. "Что общего в судьбах М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина"?
2. Что общего и чем различаются "Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны. 1747 г." М.В Ломоносова и стихотворение "Властителям и судиям" Г.Р.Державина?
Ответы должны быть полными, развернутыми, доказательными (с опорой на текст произведений!!!)


ДЗ на 27 сентября: 
ответ на вопрос учебника по теме "Особенности древнерусской литературы" (стр.95, №1)
ДЗ на 13 сентября: конспект по статье учебника (вопросы на стр.10)
«Искусство и культура: эпохи и направления»

1.       Хронологические рамки эпохи

2.       Ведущий литературный жанр

3.       Особенности изображения в литературе человека и окружающего его мира


ДЗ на субботу 8 сентября: ответить на вопросы  по статье учебника 
"История и поэзия: кто - кого?"
1.       Чем отличается историк от поэта, писателя; исторический труд от художественного произведения? Каковы их основные задачи?

2.       Кто более правдив в отображении эпохи, событий, человека? Кому автор отдает предпочтение? Как вы понимаете - ПОЧЕМУ?

3.       Каковы основные функции литературы?

4.       А каково ваше мнение: что важнее –достоверно отобразить личность, события, эпоху или показать «изнутри», через призму человеческих чувств, взаимоотношений? Что лучше помогает в становлении человеческой личности?
!!! Не забудьте, пожалуйста, сделать заголовок в начале работы. Помните, что ответы должны быть полными, развёрнутыми, доказательными.



Программные произведения, которые будут изучаться в 9 классе. Их лучше прочитать летом.
1.       Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

2.       А.И.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

3.       А.С. Грибоедов «Горе от ума»

4.       А.С.Пушкин «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Борис Годунов», «Евгений Онегин»

5.       М. Лермонтов «Маскарад», «Демон», «Герой нашего времени»

6.       Н. Гоголь «Петербургские повести», «Миргород», «Мертвые души»


Тест по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
1. С какой целью экстренно собрал всех городских чиновников городничий?
2. Какие распоряжения и почему дал городничий всем значимым лицам города?
3. Какое известие и почему настолько испугало городничего, что он был вне себя от страха?
4. Почему жена и дочь городничего не только ничуть не испугались этого известия, но даже обрадовались?
5. Чем был недоволен слуга петербургского чиновника Ивана Александровича Хлестакова?
6. Чем не понравился уездный городишко Хлестакову?
7. Почему Хлестаков и городничий при встрече одинаково дрожали от страха?
8. Как удалось городничему добиться расположения Хлестакова? Что он предпринял?
9. С какой целью к Хлестакову пришли купцы, унтер-офицерша и слесарша?
10. Что в поведении Хлестакова изумило и расстроило дочь и жену городничего?
11. Какие планы начало строить семейство городничего после «временного» отъезда Хлестакова?
12. С каким «благополучным происшествием» поздравляли жену и дочь городничего значимые лица города?
13. Какое известие расстроило все «грандиозные» планы городничего?
14. Из-за чего все городские чиновники во главе с городничим словно потеряли дар речи и застыли в ужасе и недоумении?


Творческая работа по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" и рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Проведите сопоставительный анализ, в котором Фаддей, герой рассказа Солженицына, приходит в дом Матрены замолвить словечко о своем младшем сыне Антошке, с эпизодами из комедии Фонвизина "Недоросль", в которых члены семьи Простаковых-Скотининых напрямую выражают свое отношение к воспитанию и образованию:
1. Как персонажи (Антошка и Митрофан) реагируют на учебу, на учителей?
2. Как относятся к этому их родители?
3. Что в большей степени мешает Антошке Григорьеву и Митрофану получить хорошее образование?
4. При каких условиях они могли бы действительно получить хорошее образование?
5. Что для Д.И.Фонвизина является более важным: образование человека или его воспитание? А для А.И.Солженицына?


Тестовая работа по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"


1. За что госпожа Простакова  ругала на чем свет стоит своего слугу Тришку,   своего мужа господина Простакова,  кормилицу Митрофанушки  Еремеевну?

2. Каким образом Софья оказалась в доме госпожи Простаковой?

3. Как относилась госпожа Простакова к Софье?

4. Что заставило госпожу Простакову изменить свое отношение к Софье?

5.  Из-за чего братец госпожи Простаковой Скотинин  разозлился на своего племянника Митрофанушку?

6. С какой целью появился в семействе Простаковых Правдин?

7. Кто такой Милон? Как он оказался в доме Простаковых?

8. С какой целью и кому госпожа Простакова решила дать показательные уроки  с участием своего сына Митрофанушки?

9. Кто такой Стародум? Куда и почему он уехал из Москвы на долгое время? С какой целью вернулся?

10. Почему госпожа Простакова бросилась к Правдину, умоляя его не погубить ее?

11. Как отреагировал Митрофанушка на то, что случилось с его матерью?

Творческая работа по рассказам А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и А.Платонова "Юшка"

1. Что в поступках и поведении Юшки и Матрёны возвышается над чертой простой нравственности? Какие особенности их нравственного облика соотносятся с понятием праведности? 
2. Что общего во взаимоотношениях Юшки и Матрёны с окружающими? Чем вы объясните жестокое отношение обывателей к Юшке? Почему с Матрёной “наворочено было много несправедливостей”? 
3. Что помогает Юшке и Матрёне преодолевать жизненные невзгоды? 
4. Случайна или закономерна гибель героев Платонова и Солженицына? Почему убивший Юшку назван “весёлым прохожим”? 
5. Изменила ли отношение окружающих к Юшке и Матрёне их смерть? Почему, хотя Юшку забыли, без него “жить людям стало хуже”? Почему все отзывы о Матрене на её поминках неодобрительны? 
6. Сравните финал рассказов «Юшка» и «Матрёнин двор». Как в каждом из них раскрывается авторская идея? Почему столь по-разному завершаются два повествования о героях-праведниках?

Тестовая работа по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
1.      Почему рассказчик не остался в Высоком Поле, хотя это место пришлось ему по душе?
2.      По какой причине Матрена долго не соглашалась взять на постой приезжего, несмотря на то, что за него она могла получить хорошее вознаграждение?
3.      Как и на что жила Матрена?
4.      Что мешало Матрене выхлопотать себе пенсию?
5.      Что спасало Матрену от жизненных трудностей?
6.      Как вела себя Матрена, когда к ней обращались разные люди с просьбой о помощи?
7.      Как изменилась жизнь Матрены с тех пор, как у нее поселился рассказчик? Как к этому отнеслись ее родные и односельчане?
8.      С чем связаны трагические моменты жизни Матрены?
9.      Зачем и с какой целью к Матрене часто приходил Фаддей?
10.   За что не только обругали Матрену ее родные сестры, но и  сказали, что видеть ее больше не хотят?
11.   Почему рассказчик скрыл от представителей власти, которые после гибели Матрены пришли к ней в дом, факт о том, что накануне в доме была попойка?
12.   Как погибла Матрена?
13.   Насколько искренне деревенские жители и ее родные оплакивали погибшую Матрену?

14.   Что больше всего терзало, мучало Фаддея после гибели Матрены?


Домашнее задание по стихосложению на 13 января:
Определить стихотворный размер стихотворений, вошедших в раздел "О Родине - в лирике".

Как определить стихотворный размер?


  1. Выписать любую стихотворную строку.
  2. Разделить все слова на слоги (помним: сколько в слове гласных, столько и слогов!)
  3. Расставить ударения (помним: в стихотворной строке  в многосложных словах может быть не один ударный слог, а  односложные слова могут быть безударными!)
  4. Постараться увидеть закономерность чередования ударных и безударных слогов. Обозначить (обвести в кружок) СТОПЫ. Они должны быть одинаковыми.
  5. Если чередуются ударный с безударным - это двусложный стихотворный размер ХОРЕЙ (__/ __).
  6. Если чередуются безударный с ударным - это двусложный стихотворный размер ЯМБ (__ __/).
  7. Если   чередуются   ударный   с   двумя   безударными  - это  трехсложный  стихотворный  размер ДАКТИЛЬ (__/ __ __).
  8. Если   чередуются   два   безударных   с   ударным   -   это   трехсложный   стихотворный   размер  АНАПЕСТ (__ __ __/) .
  9. Если в СТОПЕ ударный слог в окружении безударных - это трехсложный стихотворный размер АМФИБРАХИЙ (__ __/ __).

Комментариев нет:

Отправить комментарий